Итак, часто задаваемые вопросы:
1. Скажите пожалуйста, при замене апартамента какие условия вам выдвигали , чем пришлось пожертвовать, с чем согласиться и если не секрет , какой апартамент Вы меняли - больший на меньший или дорогой на более дешевый ? У нас обмен не получился.Навстречу они идут не охотно, все время делают вид, что не понимают. Подскажите, пожалуйста, кому жаловаться, если знаете? - Мы меняли наш однокомнатный апартамент на двухкомнатный в одном комплексе. Условия, которые нам предложили, были довольно жесткие: цена за метр должна была быть такой же, как по заключенному еще в мае 2008 года предварительному договору, оплата всей суммы (с зачетом выплаченных платежей) – в месячный срок.
Конечно, это более суровые условия, чем те, что действуют по спецпредложению для «вновь прибывших», но с этим пришлось согласиться. Форт Нокс отстаивал свои интересы до победного конца. Хотя все же окончательную цифру после длительных переговоров удалось немного скорректировать в нашу пользу.
В цену была включена амортизация (ремонт) сдаваемого обратно апартамента и переезд. Мы подписали соглашение, где были обозначены все условия обмена. Справедливости ради отмечу, что те пункты, которые мне хотелось включить в этот документ, были в нем прописаны без возражений (они касались сроков и условий переезда, гарантий безвозмездности связанных с ним услуг).
Что же касается «человечекого фактора»… Его еще никто не отменял. Менеджеры в компании разные, как собственно, и в любой другой. Но смелость и настойчивость как известно «города берет». Если вы уверены, что «ваше дело правое» – то «победа будет за вами». Мы сумели договориться мирно, без применения «тяжелой артиллерии». Значит, это возможно. Удачи!
2. Сколько и за что надо платить, если не секрет? - Не секрет. Платежи до 100% стоимости нового апартамента мы оплачивали в Номос-банке, предъявив предварительный договор. Там открывают счет и можно перечислять любые суммы (в рамках обозначенной в договоре), комиссия у этого банка по Москве оказалась минимальной – 0,15 %, деньги падают на счет через день.
Ежегодные платежи (страховка, обслуживание счетов, налог на недвижимость и вывоз мусора, поддержка комплекса) были нам пересчитаны пропорционально времени действия предварительного договора (до дня заключения соглашения о его расторжении). Остаток денег пошел в зачет платежей за новый апартамент. На доплату нам был выставлен отдельный счет-фактура. Ежегодные платежи были нами оплачены до 31 мая 2010 года, а налог на недвижимость и вывоз мусора – до 31 декабря 2009 года. Этот налог был рассчитан как для юрлиц, т.е. он в 2 раза больше, чем для собственника-«физика». Аргумент Форт Нокса: «налог за все апартаменты уже оплачен и перевыставляется вам в полном объеме. Со следующего года вы будете его оплачивать по ставке для собственников-индивидуалов. Выделение одного апартамента из всей налогооблагаемой массы недвижимости компании невозможно».
За коммунальные услуги оплата прошла с депозита (мы его еще летом оставляли в комплексе).
За переезд не взяли ни стотинки. За доп.услуги (мытье окон, подключение стиралки и т.п.) мы оплатили в самом комплексе.
За нотариальное оформление (таксы, налог на покупку недвижимости, услуги Форта) внесли одним платежем почти 1500 евро, переводчику заплатили 20 евро.
За все платежи брали соответствующие документы.
Самое главное: мы все будущие платежи проговорили и прописали в электронной переписке с менеджерами Форт Нокса ЗАРАНЕЕ, за пару недель до поездки. Это существенно сократило время оформления документов уже на месте и сняло напряжение по некоторым финансовым вопросам…
Налом мы деньги решили не везти, поскольку сумма получалась большая, а дорога непростая…
3. Какую сумму вы записали в нотариальном акте - какую оплатили или меньше?какая налоговая оценка в этом году, исходя из кв. метра?
-В нотариальном акте записана «другая» сумма. Примерно та же по цифре, но в левах…
Налоговая оценка оказалась ниже нотариальной. На остаток суммы были готовы выдать доп. документ. Нам пока он не нужен. Кроме того на руках остался предварительный договор и все банковские документы о переводе денег. Это и является подтверждением реальной цены. Подобная практика – повсеместна, и не только в Болгарии.
4. Интересует полный порядок оформления, как все происходит? Встали ли на учет в БУЛСТАТ и налоговую? Была ли у Вас доверенность от родственников? -За несколько дней до приезда предупредили менеджера (Милену) в Голден Форте (Солнечный берег) о своем визите, назначили день и время нашего появления в офисе, предварительно согласовали, что и на кого оформляется.
Приехали в назначенный день и час (на арендованной машине). Нас ждали. Предложили чай-кофе. Народу не было. Мы убедились: лучше подобными «оформительскими» делами заниматься в межсезонье, поскольку люди с обеих сторон адекватнее, время, проведенное в офисе не так жалко (за окном накрапывал дождик, было прохладно и на море совсем не тянуло), никто никого не дергает-не отвлекает. Можно спокойно задавать вопросы и надеяться услышать вразумительные ответы. Что мы и делали.
Для оформления нот.акта нужен только загран. паспорт. (После замены загранпаспорта подтверждение собственника происходит по ФИО и старому документу). Доверенности от родственников у нас не было. Оформляла на себя.
Оплатили все платежи-таксы, которые уже заранее по электронке были согласованы. Милена уточнила в цетральном офисе в Софии, все ли платежи по апартаменту оплачены. Выяснилось, что последний платеж за апартамент, который мы отправили накануне отъезда в Болгарию, еще не поступил на счет, поскольку в Литве какой-то праздник. Оставили паспортные данные и отправились переезжать. Через день нам позвонила Милена (мы купили болгарскую симку) и пригласила в офис. Подписали несколько документов, которые были довольно быстро подготовлены:
– бумагу о семейном положении (оформлять можно на себя, но по болгарскому законодательству, собственники - все равно оба супруга)
- несколько экземпляров нот.акта для различных инстанций
- документ о том, что деньги за апартамент – «из личных сбережений», а не …
- документ о том, что меня ознакомили с оценочной стоимостью апартамента
- доверенность на менеджера, который будет доделывать регистрацию (в Буслате и налоговой) уже без нас – молодого человека предъявили во всей красе.
- договор об обслуживании комплекса.
Затем сели в машину Форт Нокса и отправились к нотариусу в Несебре. Там в отдельной комнате нас познакомили с переводчицей, которая перевела нот.акт, мы отдали ей 20 евро за услугу. Потом нас пригласили к нотариусу. Она задала несколько вопросов (типа «вы в здравом уме и твердой памяти? вполне понимаете, что делаете?» - в какой-то момент мы с мужем почувствовали себя как в ЗАГСЕ перед регистрацией брака). Когда мы утвердительно ответили на ее последний вопрос – «Это тот договор, который вы хотели заключить» - она поздравила нас и вручила нот.акт. Мы вышли к машине, Милена осталась вносить за нас нот.таксы и платежи. Через несколько минут мы уже были возле Голден Форта. Там нам сделали копию акта 16 (не забудьте, он будет нужен для оформления годовой визы!) и отпустили с миром. На все ушло не более 2 часов.
На следующий день нам снова позвонила Милена и сообщила, что нот.акт готов – можно уже забрать.
5. Как добирались до комплекса, чартеров же еще нет?- Было несколько вариантов: - до Софии, потом на поезде, - до Варны через Будапешт, - до Стамбула и оттуда на автобусе. Если бы поехали с ребенком, то самый щадящий способ – до Софии. С ночевкой в гостинице, а потом на поезде. Долго, но с комфортом.
Но мы вовремя опомнились (к счастью!) и поехали вдвоем с мужем, так что выбрали самый экономичный вариант: по спецпредложению Аэрофлота купили два билета до Стамбула. Прилетели днем. Вклеили визу (действует 90 дней, многократная) С карточки Visa сняли немного лир (автоматически проконвертировали), чтобы хватило на жетоны в метро.(1 жетон стоит 1,4 лиры. 1 евро – около 2,2 лиры.) Спустились на лифте из зала прилета на этаж ниже. Там вход в метро, что очень удобно. Станция – конечная на этой ветке. Ехать до остановки Otogar – минут 20, это автовокзал. Вышли на улицу. Там полукругом два огромных здания – офисы разных фирм-перевозчиков. Надо смотреть на вывески – там перечислены населенные пункты, куда возит эта фирма (должно быть написано Болгария или перечислены болгарские города). Но у крупных фирм рейсы утром и вечером. Нам надо было днем. Нас подсадили в автобус, который ехал в Румынию через Болгарию. Билеты – по 23 евро с человека. Берут евро. (Кстати, обратно из Бургаса автобус идет с автовокзала-Юг, но расписание лучше уточнить заранее, билеты обратно оказались дешевле – по 40 левов). Дорога – почти 6 часов с прохождением границы. Туалета в автобусе нет, на остановке – он платный, так что нужна мелочь (2 лиры или 1 евро). В межсезонье автобусы полупустые, удобнее ехать. Чай-кофе-вода – бесплатно, сколько надо. На границе с Болгарией (со стороны Турции) останавливались на полчаса. Выходили из автобуса, штамповали паспорта. Можно было перекусить в местном кафе. Досмотра не было. На болгарском погранпункте даже не выходили из автобуса – проверка документов была в автобусе. Недалеко от Бургаса была еще одна остановка у кафе Босфор. В Бургасе нас ждала фирма rent-a-car с маленькой машинкой за чуть больше 20 евро в сутки. На ней мы отвезли себя домой, в комплекс. Подъезд в нашем доме был закрыт. Муж вернулся к охраннику, взял у него ключ.
6. Как пережили переезд? Какие вообще остались впечатления от общения с Форт Ноксом? - Конечно, как всякая нормальная женщина, я очень переживала за переезд.
Тем более, что мы уже успели обрасти нужными и ненужными вещами, построили кухню, купили стенку и огромную двуспальную кровать, которую просто так не вынешь… И опыт прошлого года, когда мы в первый раз приехали в комплекс, был не самым удачным. (Наверное, сказалось то, что был разгар сезона, народу был много и все слегка «поплыли» под жарким июньским солнцем). В общем, я надеялась на лучшее, а готовилась …
Но случилось почти чудо. Мы успели спокойно, без гонки сложить свои пожитки и перенести их в новую квартиру, привели ее в приличный вид перед переносом мебели. Потом пришли мастера и под чутким руководством менеджера комплекса Костадина за один день - АККУРАТНО ! – все перенесли-смонтировали-подключили. Браво!
Костадин записал все «проблемные места» и недоделки в апартаменте, которые надо поправить. Мы уехали с надеждой, что к нашему приезду летом все будет сделано. Теперь хочется в это верить!
7. Где меняли евро на левы? По какому курсу?- Меняли в банке напротив Голден Форта по курсу 1 евро=1.952 лева
8. Какие отели находятся не очень далеко от Холидея, чтобы на первую поездку купить турпутевку.- Не подскажу. Может, Форт Нокс ответит? Возможно, с Фортом можно договориться о ночевке в апартаментах, предлагаемых в аренду?
9. Как вы все успели за 4 дня?-Во-первых, поехали не в сезон. Времени больше - народу меньше.
Во-вторых, без ребятенка. Не отвлекались ни на что, кроме дела.
В-третьих, провели серьезную подготовительную работу еще до выезда: нашли нужную информацию, провели предварительные переговоры, согласовали платежи.
В четвертых, взяли в аренду машину.
В пятых, быстро бегали…
В шестых, у каждого есть свой стимул. У нас он был мощный…
О магазинах, мебели-шторах-карнизах – отдельная история. Завтра.